БИОГРАФИЯ

РАССКАЗЫ:

Марекаж

Десятилетие великого испытания

Lettre d'un voyageur russe (Письмо из Парижа в Москву)

Так, к слову: Гасконцы

Кошмарная перспективка

Два большевика

 CТАТЬИ:

Serge Gainsbourg et Serge Gainsbarre

Тридцать третий сюжет

ЭССЕ:

Русский язык, культура, постсовременность

СТИХИ

Libra, стихи

Пустыня, стихи

БАМБОЧАДА, стихи и пастиши

 

   

псевдонимы: Есхели (Ез) Зельцер и Ф.Манилов.

Тридцать третий сюжет

Не раз я пытался описать образ деда, так как я его понимаю и так, как я его воспринимаю. Однако, каждый раз, стоит только подойти вплотную к моменту, когда на бумагу должен лечь точный и безошибочный эпитет, эпитет, которого мне и нужно, с которого все начнется и потечет по маслу, как все начинает сыпаться из рук. Я засыпаю, начинаю черкать, перечеркивать или подчеркивать написанное, выхожу пить кофе, звоню по телефону, начинаю думать над совершенно посторонними вещами.... и ничего не выходит. На самом деле, состояние такое, ни в сказке сказать, ни пером.... не вытанцовывается.... Заколдованное место!
Доказательств заколдованности его образа у меня предостаточно, но о них потом, позже, а сейчас я хочу поделиться одной мыслью, которая несмотря на свой кажущийся идиотизм, является, вероятно, единственным решением образовавшейся загадки. Есть один-единственный метод, которым можно приблизиться к измерению величин, измерению не поддающихся, это метод итераций, метод бесконечных приближений к измеряемой величине, дающий каждый в отдельности абсолютно неудачный, но в сумме правдоподобный результат. Обзор списка неправильных результатов обещает просветление, согласно методу.
Приняв это решение, я начал искать упоминания о деде, разбросанные там и тут по моим запискам, обрывающимся на месте, где мощно занесенная рука застывала над лакуной искомого слова. Надо сказать, кое-что найдя, я было оживился. Но тут же и приуныл. Отсутствие сюжета, пары-тройки садистских убийств, чудовищного изнасилования лайки в личном вертолете банкира, сцены ловкого воровства генеалогического дерева Икс, доказывающего его производство непосредственно от Игрек, прочей конфекции, сладкой сердцу любящего денюжку издателя - ничего не было. Даже жалкие ужасы полтергейста - и те не по силам моей сизокрылой музе.
Сюжет! Сюжет служит только для того, чтобы заставить читателя читать, больше ничего. Заставил читать, можешь рассуждать на любые угодные душеньке твоей темы: настоящий писатель пишет одну-единственную книгу своих бесконечных рассуждений о том, о сем, заставляя любопытного читателя следовать за глупыми вкраплениями сюжета. Сюжет! Какие несусветные глупости придуманы, чтобы составить одну из его 33 разновидностей.
Вы знали, что сюжетов всего-навсего 33? Я не знал, пока не услышал это от своего деда, человека, к которому мне также трудно подобрать правдоподобные эпитеты, как придворному лизоблюду - новую лесть для тирана. Кстати, даже будь оный тиран и впрямь гениален, кто же поверит столь горячим хвалам? Умный тиран должен бы нанимать себе ругателей, поносителей погрубее, от коих выгод было бы сразу две: первая та, что народ пожалеет, другая, что не поверят.
Первый сюжет: он, она и он. Второй: он, она и она. Варианты: "она, она и она", "он, он и он" - за самостоятельные не идут, сексуально пассивная сторона в литературном смысле приравнивается к противоположному полу. Вариант "он, она и оно", разработанный Стивеном Кингом, должен быть отнесен к варианту "оно" вместе со сказаниями племени дипорасов, кочующим по помойкам Бронкса.
Все детективные сюжеты относятся или к первому двум, или к третьему: он(убивец), она(жертва) и они(деньги).
Итак, базовых сюжетов три: он, она плюс он, она, оно или они. По возможным исходам, т.е. умирает он, она, вдвоем, втроем, вместе, раздельно, каждому исходному соответствует семь. Кстати, вариант "погибают они", т.е. деньги, относится к наиболее жестким в детективной литературе. Наибольшей популярностью в этом жанре пользовались бредовые триллеры в стиле технонэп В.Ульянова и грандиозно-месмерические детективы М.Ц.Дуна.
Эти двадцать семь сюжетов дополняются до тридцати трех еще двумя группами из двенадцати и одного сюжетов. Что касается одного сюжета, то о нем пойдет речь напоследок. Двенадцать же сюжетов получаются просто: стоит только три умножить на четыре, как получится двенадцать.... Нет, нет, на самом деле, в каждом из указанных вариантов счастье может наступить четырьмя способами. Например, для первого варианта, мы имеем четыре возможных финала: "первый он и она", "второй он и она", "первый он и второй он", "все трое - вместе". В современной американской литературе американских авторов (к эмигрантам это не относится) единственным используемым является четвертый исход для третьего варианта: "все трое вместе - он, она и деньги".
По-настоящему же великим можно считать только тридцать третий сюжет. Между прочим, он-то по-настоящему великолепен.
Кстати, наряду с сюжетом, еще одно обстоятельство просто невыносимо хорошему человеку: название. Господи, сколько чудесных названий случалось придумать вашему покорному слуге, какие чудные вещи можно было бы приделать к этим заголовкам, какие искры остроумия следовало бы венчать подобными украшениями:

Дедушка,
или
Unе vis sаns fin,
оr
Il fаut qu'il fаillе. -

вот самое короткое заглавие, которое мне удалось придумать для книги о деде.
Самое поразительное, что единственный раз, когда я добился разрешения его сфотографировать, имея под рукой великолепный фотоаппарат, редкого качества пленку и очень удобный момент, фотография не вышла.
Я точно знаю, что такие вещи - это заговор природы, заговоренность, так и должно было случиться. Я опишу это дальше, но прямо сейчас я могу привести примеры, просто чтобы доказать это.
Есть вещи, которые объяснить невозможно. Когда он скончался, я выкупал его из больницы. Когда его прах отдали нам, на погребальной урне было написано: Есхель Иосифовна Зельцер.
Невероятно.
Кстати, к слову. Он никогда не хотел, чтобы его хоронили, прах надо бросить куда-нибудь, в братскую могилу, говорил он, и все. Презрение к мертвому телу, к его ненужности, бесполезности, зависимости, обременительности для других, делали смерть в глазах деда чем-то неприличным, недостойным, постыдным. Даже сам....
Сменим тему.
Дед очень любил Вольтера. Что такое любить Вольтера? Умный человек, который любит Вольтера, смеется про себя. Глупый смеется вслух, да еще делится впечатлениями с окружающими. Я, например, в отличие от деда, отношусь ко второй категории. Для них придуман термин вольтерьянство. Что такое вольтерьянство? Это когда зло и забавно говорят о вещах, о которых надо или отвираться или молчать, дабы не нажить бездарно головной боли, во-первых, и чтобы не тратить бессмысленно времени на скучную ругань с глупцом. Могу привести определение вольтерьянства: очень зло, очень неглупо, очень некстати, очень забавно и абсолютно бесполезно.... Пример?
Недавно один мой израильский полуединоплеменник с лицом, похожим на свежеиспеченный пряник, требовал поотрывать задницы всем палестинцам на том основании, что еврейский народ страдал 4 тысячи лет кряду и теперь имеет полное право отрывать задницы тем, кому сочтет нужным. Мне, честно говоря, очень понравилось это умозаключение: мы страдали 4 тысячи лет, а вы сколько? Только полторы?! Ну это вам даром не пройдет! А ну, ребята, отрывай им задницы! Кстати, я наполовину еврей. Следует ли из этого, что я страдал 2000 лет из четырех? Это ровно половина.... В то время как по славянской линии я, очевидно, несколько тысяч лет наслаждался счастливой и беззаботной жизнью, такая вот славянская дольче вита....
Убедились? Вот так, зло, неглупо, некстати, забавно и бесполезно. Помните:

Нет ни в чем Вам благодати,
С счастием у Вас разлад,
И прекрасны Вы некстати,
И умны Вы невпопад.

Чистый портрет вольтерьянца.
Еще одно доказательство полной исторической неуловимости деда: вчера моя печатающая машинка, которая снабжена небольшим запоминающим устройством, которое позволяет редактировать текст, сделала что-то невообразимое. Представьте себе, что вместо того, чтобы аккуратно сохранить свеженаписанный текст в памяти, она начала выбрасывать на экран - чуть было не сказал выкрикивать - все известные ей команды. Текст, в котором я попытался описать отношения деда с Вольтером, пропал в виртуальных вселенных....
К сожалению, совершенно невозможно восстановить утраченный текст, даже если помнить его содержание буквально. Литература - не содержание, а словесный дым, морока, заговаривание больного зуба. А жаль, между прочим, в потерянном тексте, блуждающем теперь в бесконечных компьютерных коридорах, было несколько цитат из Вольтера, обаянию которых я подвластен, очевидно, под влиянием деда. Ну, например: Для большинства людей исправляться означает менять одни недостатки на другие. О-о! Или: невозможно хотеть того, что ты не знаешь. О-о! Между прочим, того, что не знаешь, хочется иногда особенно нестерпимо. Принеси то, не знаю что! Бегом, бегом, сиволапый, исполнять, исполнять, пока не запороли к чертям собачьим! Или: Мы ищем счастья, сами не зная где, словно пьяницы, которые ищут дом, смутно сознавая, что где-то он у них есть. О-о! Что отвратило меня от профессии адвоката, так это обилие бесполезных вещей, которыми хотели загрузить мой мозг. О-о! О-о! О-о!
Кстати, вы знаете разницу между Вольтером и вольтерьянством? Она, меж тем, совсем проста: быть вольтером означает понимать все глупое безобразие мира, но не тратить сил ни на то, чтоб переубедить глупца, ни на то, чтобы строить вместе с ним счастливое будущее в расчете на коллективный разум масс. Вольтерьянец же есть человек, не могущий сдержаться, все ловкое, злое, забавное, издевательское он выпаливает с быстрым задором, если не докучая умному, то уж точно раздражая глупца. В этом смысле Вольтер - вольтерьянец и только. Настоящим же Вольтером был мой дед.
Кстати, на самом деле, придурошность единоплеменников раздражает неописуемо. Что мне глупость, скажем, американская? Дым в глаза, пустяк, посмотрел и забыл. Глупость же единородная горчит и старит.... (Знаете, почему я никогда не был в Израиле? Слишком трепетно отношусь к родине предков. Не хочу разочаровываться.)
Сменим тему.
Дед был похож на четыре портрета: А.П.Чехова работы Ге, генерала Бута, основателя Армии Спасения, рисунок Ван Гога под названием Отчаяние и поразительный по сходству портрет схоласта из Прадо, автора которого я никак не вспомню. Говорить о том, что эти четыре портрета не похожи друг на друга, не приходтся - это и так можно догадаться. Дед остается загадкой.

Ескельи

 

   

 

ezechiely@geocities.com

         
Hosted by uCoz